Кафедральный собор Леона

Кафедральный собор Леона Санта – Мария-де-ла-Регла (Santa Maria de la Regla)- жемчужина архитектуры севера Испании, одна из главных достопримечательностей Леона. Это сооружение, в котором гармония камня и света ведут посетителя в мир духовности. Построен он в готическом стиле под влиянием храмов Франции. Религия играла очень важную роль в реконкисте, отвоевании земель у мавров. Период XII- XIII века был временем, когда Испанию накрыла волна строительства, соборов и церквей. Леон утверждается  как центр реконкисты на западе Испании.

В  соборе Леона представлена самая большая коллекция витражей в Испании и одна из немногих в Европе. Общая площадь витражей 1800 м².

Собор расположен на месте, где раньше находились римские бани. Позже на этом месте была построена  романская церковь. Ее снесли, а материалы использовали в строительстве королевского дворца для Ордоньо II. Некоторые экспонаты и материалы старого здания находятся в музее собора.

Строить собор начали во времена царствования Альфонсо IX на месте существующей церкви. Продолжалось строительство с 1205 по 1301 год. Идея сооружения принадлежит королю Ордоньо II, который после победы над маврами пообещал возвести божий храм в благодарность за помощь. Строительные работы в храме продолжались вплоть до XIX века.

Возводили храм французские, голландские, испанские  мастера. Имена многих остались неизвестными.

Длина собора-90м, ширина и высота-30м. По периметру собор представляет латинский крест. Алтарь собора выходит на восток. В соборе имеется деамбулаторий, заалтарный проход, который используют паломники, которые совершают путь в  Сантьяго.

Собор Леона украшают две башни: Торре Норте (северная башня) и Торре Сюр (южная башня). Их высота 68м. Строились они в три этапа: в XIII, XIV и XVIII веках. Шпили достраивались под руководством Хоакина Чурригера, основателя испанского  позднебарочного стиля чурригереско.

Собор имеет несколько входов. Главный портал – выходит на запад  и украшен сценами Страшного суда. Верующих встречает скульптура Девы  Вирхен Бланка (Virgen Blanca) с младенцем. Это копия первоначальной скульптуры XIII века, которая сейчас находится в одной из часовен за алтарем.

Особое восхищение вызывают витражи. Они расположены в 3 яруса. Первый ярус, который поближе к земле, представлен растительным орнаментом. Кое-где есть изображения голов животных: собак, котов, летучих мышей, львов. Над ними маленькие розетки, которые отображают сцены обычных мирских занятий. Видно пастухов, прядущих женщин, ремесленников. В среднем ярусе, в трифориях, представлена геральдика. Здесь гербы всех испанских провинций и некоторых знатных семейств, которые давали средства на строительство собора.  Третий ярус образуют самые большие витражи. Их  высота 14м. На них изображены персонажи из Библии. На южной стороне – представители Нового Завета, более светлые. Персонажи на севере выполнены в холодных тонах, это образы из Старого Завета. Цветовая гамма, что выходит на юг, в более теплых тонах. Преобладает красный цвет. Северная сторона- более холодная. Доминирует синий цвет. На изображениях повторяются числа 3, 7, 12.

Витражи делались в три этапа. Первый этап – XIII-XIV века, готика. Самые древние – верхние виражи за алтарем. Они желтого цвета. Отображают  генеалогическое древо Иисуса(XIIIв.) Черты лиц персонажей на витражах не пропорциональны – формы глаз, носа не совсем соответствуют реальным. В этот период трудились мастера Доминго, Адам, Педро Гиллермо. Следующий этап – до XVIII века, 18 фламенко. На витражах этого периода доминируют желтый, платиновый цвет. Наибольший след оставило творчество художника Николаса Францеса. Под его руководством изготавливались витражи. Он расписывал стены собора, его руке принадлежит главное алтарное украшение.

Витражи XIX века выполнены в стиле ренессанс и неоготики. Лики, изображенных персонажей, более реальны, есть задний и передний планы. Персонажи соединены в общую картину.

Собор украшают три больших витражных розетки. Они одинаковы по размерам. Их диаметр 8м.

На первой (западной) в центре изображена Святая Дева с ребенком. Вокруг нее 12 ангелов.

Стекла более древнего производства толще и не такие прозрачные.  Все витражи – это мозаика из цветного стекла. Изготовляли его из смеси песка с солями. В заранее приготовленную основную массу добавляли металлы, чтобы получить нужный цвет. Разогревали смесь и выдували, как бутылки. Затем обрезали горлышко, а дно распрямляли. Потом специалисты вырезали кусочки под соответствующий рисунок. Работа была очень трудоемкой и сложной, так как стекло было тонким и хрупким.

Трасхор собора выполнен  архитектором  Хуаном – де- Бадахос в XVI веке. Его украшает триумфальная арка, выполненная в итальянском духе. На ней изобилуют вегетативные орнаменты и изображения человеческих фигур.

Барельефы архитектора Эстебана Хордана передают главные библейские сцены – Рождение Христа, Новость, Дары Волхвов и Пастухов.

Над созданием алтаря трудились такие мастера, как Жаскен, Копин, Хуан де Малинос.

Рядом с алтарем находятся 5 часовен. В одной из них – скульптура беременной Девы Марии. Скульптура выполнена из камня. Поражает тонкость работы. Очень тонко выполнены  пальцы рук, складки одежды. Переданы даже чувства Марии.

В соборе есть захоронения. Самые важные –это гробницы короля Леона Ордоньо II и Святого Фроилана,  епископа собора в XIII веке.

В базилике Вирхен –дель- камино, что находится в северной части собора,  ежедневно правят службу.

Проблема собора в том, что он построен из пористого песчаника. Со временем от перепада температур он сильно разрушается. Поэтому большая часть здания заменена. Ведется постоянный контроль и до сих пор проводятся реставрационные работы. В соборе  заменили купол, пришлось менять части почти всех стен.  Храм был на грани закрытия.  В 1901году после почти столетнего ремонта, здание открыло свои двери верующим.

Ведется работа над чисткой и заменой витражей.  Для большей защиты  от внешних воздействий снаружи установлено прозрачное стекло. Оно защищает стекло от ветра, холода, вибрации, загрязнения, а так же создает воздушную подушку, которая защищает от главного разрушителя – сырости.

Бережно относятся жители Леона к одной из важных достопримечательностей города. Собор открыт в определенное время – с 09:30 до 13:30 и с 16:00 до 19:00. Собор Леона – обязательный объект, который посещают паломники, совершающие путь в Сантьяго.

Заявка на Кафедральный собор Леона








Спросить за Кафедральный собор Леона




Назад